Российские производители чая и кофе предупредили о риске сбоев в поставках из-за неготовности к обязательной маркировке «Честный знак». Ассоциация «Росчайкофе» направила в Минпромторг письмо с просьбой продлить эксперимент до конца 2025 года и сдвинуть сроки поэтапного запуска маркировки на пять месяцев, пишут «Известия».
Сейчас система должна заработать поэтапно: с 1 декабря 2025 года — для напитков с какао, с апреля 2026-го — для чая, с июня — для кофе. Производители предлагают внедрять маркировку постепенно: сначала на картонные пачки, затем на чайные пакетики и позже — на жестяные банки.
Особое внимание уделено мелкопорционной продукции — «кофе 3 в 1», дрип-кофе и чайным пакетикам в индивидуальных саше. Маркировка такой продукции может увеличить себестоимость на 6–40%, а производственные линии не справляются с требуемой скоростью печати кодов, что грозит падением выпуска на 10–20%.
Прямые расходы на внедрение системы для крупных компаний оцениваются в 100 млн – 1 млрд рублей. При этом отрасль не имеет доступа к льготным кредитам, а поставка оборудования занимает до полугода.
По словам главы «Росчайкофе» Рамаза Чантурии, отсрочка позволит «спокойно войти в процесс» и избежать перебоев с поставками и роста цен. Без переноса сроков рынок может столкнуться с дефицитом и подорожанием чая и кофе.
Комментарий от пресс-службы ЦРПТ (оператор системы маркировки «Честный знак»):
На самом деле это не так. Маркировка товаров не привела к дефициту ни в одной из 31 товарной группы, на которые она распространяется. Также не ожидается дефицита и в категории растворимых напитков.
- С 1 апреля 2026 года начнется маркировка чая и чайных напитков;
- С 1 июня 2026 года — маркировка кофе и цикория.
Кстати, бензин тоже обычно дорожает на копейки, в расчете на единицу литра.