Авиаслужбы спасения в российских регионах столкнулись с острой нехваткой вертолётов, из-за чего под угрозой оказалась помощь пострадавшим при катастрофах. В числе городов, где дежурные борта авиаслужбы спасения так и не удалось поставить, оказался и Южно-Сахалинск и Ноглики.
По данным Росавиация, из 111 утверждённых точек дежурства спасательных вертолётов и самолётов по стране почти треть остаётся без техники. Помимо Южно-Сахалинска и Ноглик, дежурные воздушные суда отсутствуют в Воронеже, Калининграде, Екатеринбурге, Новосибирске, Чите, Казани, Симферополе, Комсомольске-на-Амуре и ряде других городов.
В редакцию АСТВ.ру поступил официальный комментарий, в котором разъясняется, что речь идёт исключительно о воздушных судах авиаслужбы спасения:
В данной новости речь идет только о воздушных судах авиаслужбы спасения, которые привлекаются в случае авиакатастроф, участвуют в поиске космических аппаратов и встречают космонавтов после приземления. Для решения более распространённых задач используются воздушные суда МЧС и санитарная авиация.
— Вертолёты МЧС задействуются при поисковых и спасательных работах, а также при тушении лесных пожаров. В настоящий момент выполнение этих задач на Сахалине и Курилах полностью обеспечивается. Между МЧС России и правительством Сахалинской области заключено соглашение на обеспечение спасательных работ на территории островного региона. Для оперативного реагирования один вертолёт постоянно базируется в аэропорту Южно-Сахалинска. При необходимости могут быть привлечены вертолёты компании «Авиашельф» и воздушные суда авиационно-спасательного центра МЧС России в Хабаровске, — прокомментировала руководитель агентства ГО, ЧС и ПБ Сахалинской области Анна Михеева.
Кроме того, для оказания медицинской помощи жителям отдалённых районов и транспортировки пациентов используется санитарная авиация. В распоряжении регионального министерства здравоохранения находятся два вертолёта, которые также базируются в аэропорту Южно-Сахалинска.
Авиационные поисково-спасательные службы в регионах рискуют остаться без вертолётов, что может затруднить поиск и помощь жертвам авиакатастроф. Как пишут «Известия», из 111 утверждённых Росавиацией пунктов круглосуточного дежурства специальной авиатехники (Ми-8 и Ан-26) почти треть остаётся незакрытой.
Проблема уходит корнями в саму систему организации авиационно-космического поиска и спасения (АКПС). Единая федеральная служба (ФБУ «Служба ЕС АКПС»), находящаяся в ведении Росавиации, не имеет собственного парка. Группы спасателей базируются на определённых аэродромах, но вылетают на происшествия на технике, арендованной у авиакомпаний через контракты с подведомственной Росавиации «Госкорпорацией по организации воздушного движения» (ГК по ОрВД).
Однако сейчас эта отлаженная система дала сбой. Перевозчики массово отказываются заключать новые долгосрочные контракты на поисково-спасательное обеспечение (ПСО), считая предложенные государством тарифы экономически необоснованными и убыточными. Как минимум в 13 регионах тендеры на общую сумму около ₽3 млрд на 2025 год остались без внимания авиакомпаний. Ключевая претензия — катастрофическое расхождение между тарифами и реальной себестоимостью.